Более старшие дети, вплоть до подросткового возраста, обрадуются маленьким игрушкам-талисманам и символическим изображениям того, что является в данный момент модным, престижным.


 

Плоха та игрушка, которая навязывает ребенку свой собственный сюжет игры, не приводит его к контакту с собственным внутренним миром
Как выбрать самую лучшую игрушку своему ребенку.

В игрушку ребенок вносит чувства и смыслы из своего воображаемого мира. Игрушка помогает ребенку извлечь из его внутреннего мира некоторый набор воображаемых возможностей, способностей, мечтаний, развивать, упражнять их и утверждаться в них. Хороша та игрушка, в которой этот набор добр, конструктивен, человечен, богат, плоха та игрушка, которая навязывает ребенку свой собственный сюжет игры, не приводит его к контакту с собственным внутренним миром, но культурно его программирует.

Примеры игрушек с разным характером

1. Игрушки защитники - успокоители .
Большие плюшевые медведи, добрые львы, мягкие тигры, большие собаки и даже (иногда) мягкие плюшевые крокодилы и т.п. Игрушки, которые можно обнять, прижаться, и которые позой и мордой излучают спокойствие и силу, они - большие, взрослые, сильные, дают опору и защиту.

2. Игрушки утешители
Это могут быть игрушки-защитники, а также мягкие большие игрушки с внимательным, дружелюбным и заботливым выражением лица. Зайцы, тюлени, плюшевые коровы, небольшие собачки, внимательные бобры и белки и т.д. Ребенок чувствует, что они понимают его, принимают его и сочувствуют ему, они не взрослые, небольшие, они - такие же, как он.

3. Игрушки для идентификации в ролевой игре .
В эти игрушки играют. В них ребенок узнает себя, примеряет себя к ним, но они не сопровождают ребенка в трудных ситуациях его жизни, они не вступают в диалог. Это принцессы, с красотой которых можно идентифицироваться, это настоящая Барби, сильные герои - такие как Человек-паук, Бэтмэн, супермен. Это игрушки, представляющие героев любимых книг, мультфильмов или фильмов, а также их костюмы, которые можно надеть, чтобы стать этими героями. Это игрушки, качества которых, играя с ними, вчувствуясь и оживляя которые, ребенок оживляет и ощущает в себе, проигрывает, проживает их, примеривая себе и, видимо, феноменологически воспринимая - как это мне, мое - не мое. Это могут быть и игрушки из перечисленных выше групп. Девочка, которая впервые играет с настоящей Барби, чувствует в эти минуты в себе, пожалуй, больше женской силы, чем женщина, купившая платье от дорогого модельера, создающего женственные вещи. Мальчик, несущийся с раскинутыми руками в костюме Бэтмэна, вероятно, испытывает те же чувства, что летчик, закладывающий крутой вираж. Сюда же относится огромное многообразие игрушек, на которых что-то можно легко проецировать - как достоинства, так и недостатки.

4. Игрушки для проявления заботы .
Эта группа пересекается с группой игрушек для идентификации, но сюда особенно относятся малыши и пупсики. В игре с этими игрушками можно идентифицироваться с компетентным, сильным, заботящимся взрослым, психологическая и гармонизирующая функция этой игрушки и состоит в том, чтобы дать пережить заботу в чистом виде и упражняться в эмпатическом понимании.

5. Агрессивные игрушки для канализации агрессии, освоения социальных норм обращения с агрессией и отработки других негативных чувств.
А) Игрушки-страшилки (их функция - справляться со своим страхом, испытывая удовольствие от пугания окружающих).
Б) Игрушечное оружие и доспехи.
В) Негативные персонажи и полиция (как модель структурированной и структурирующей силы).

6. Агрессивные игрушки для символизации негативных чувств.
В игре с этой игрушкой хорошо выражать агрессию, как с помощью игрушки на кого-то, так и на саму игрушку без страха наказания, ведь она же плохая, злая и опасная, и все-таки не ответит тем же. Это зубастый волк, крокодил, Баба-Яга, которая, однако, может в некоторых вариациях относиться и к символическим игрушкам. Особенность агрессивной игрушки в том, что она должна выражать агрессию однозначно и быть предназначенной для нападения.

7. Игрушки сувениры и талисманы .
Как правило, маленькая выразительная игрушка, подаренная любящим и понимающим взрослым или выменянная у друга. Это особенная вещица (ангел, кристалл, шарик, камушек и т.п.). Часто для внутреннего мира подростка или среднего школьника играют роль, аналогичную переходному объекту (только не в переходном пространстве, а во внутреннем).

8. Игрушки для создания социально-культурных ситуаций и овладения социальными ролями, воссоздания того или иного социально-психологического микроклимата, инструмент для социализации, для отработки и упражнения в различных навыках
А) Мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку - посуда, транспорт, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик и т.д.
Б) Различного рода конструкторы. Их цель - тренировка внимания и пространственного мышления, моторики рук, но также они имитируют сюжеты из социальной жизни (например, “Лего”

9. Игрушечный мусор.
Придуманы взрослыми, чтобы недорого занять ребенка на время, переключив на новое впечатление. Это механизированные игрушки, которые легко ломаются, или заводные игрушки, или стереотипные мягкие игрушки, подобные тем, которые кучами навалены в детских игровых автоматах. Они не дают развиться любви к этой вещи и ведут к потребительству в детской комнате, отнимая время и не давая ничего питательного душе или голове.

10. Игрушки для коллекционирования.
К ним относятся фарфоровые куклы, в которые нельзя играть, потому что они легко бьются; модели машинок, обычные игрушки, превращенные в часть коллекции. В них нельзя играть, но ими можно обладать. Часто такими игрушками становятся Барби всех видов (например, сказочные героини-принцессы из диснеевских мультфильмов).

Хорошая игрушка для ребенка 6-10 лет

Для ребенка 6-10 лет основной интерес в мире игрушек меняется, что соответствует возрастным изменениям ребенка. Если дошкольник определяет и осознает себя через то, что он может о себе вообразить, как и кем он себя может представить, то младший школьник определяет себя через то, что он может сделать . Таким образом, ценной в игрушке для ребенка становится возможность что-то реальное создать и сделать, или сделать что-то свое, что-то “настоящее” с ее помощью. Для него также ценна возможность самому сделать игрушку.

Ребенок становится более реалистичным, и интерес переносится от игрушек - переходных объектов, мягких игрушек для идентификации в ролевых играх к игрушкам - посредникам, представляющим реальную жизнь. К ним относятся игрушки для создания социально-культурных ситуаций и овладения социальными ролями, воссоздания того или иного социально-психологического микроклимата, воспроизведения ландшафтов, для отработки и упражнения в различных навыках.

А) Мелкие куклы, представляющие семью, солдатики, ролевые персонажи (милиционер, водители транспорта, врач, продавец, футболисты), а также предметы, помогающие войти в социальную роль самому ребенку - посуда, транспорт, различные маленькие машинки, фонендоскоп, аптечка, шприцы, игрушечная мебель, кухня, домик, реалистичные дикие и домашние животные, сложная железная дорога и т.д.

Б) Различного рода конструкторы. Их цель - тренировка внимания и пространственного мышления, моторики рук, но так же они имитируют сюжеты из социальной жизни (“Лего”).

В) Предметы для выразительной творческой деятельности - рисования, лепки, конструирования, оригами, изготовления игрушек (совместно со взрослым).
Г) Настольные игры. В этот период очень важно играть в настольные игры, это помогает справляться с переживаниями проигрыша в надежде на последующий выигрыш и выигрывать, сочувствуя проигравшим. Здесь ребенок еще и еще раз следует реальности существования правил: тому, что правила распространяются на всех.

Д) У девочек забота о больших куклах-пупсах и игра с большими мягкими игрушками предыдущего периода сменяется интересом к маленьким куклам-невестам, к домам, их обустройству и украшению, к устройству свадебных церемоний и к подготовке нарядов для них, к маленьким пупсикам и разыгрыванию сюжетов из жизни. Мальчики строят города, космодромы, устраивают сражения армий.

Кроме того, в этом возрасте дети просто одержимы манией коллекционирования. Эта особенность удачно эксплуатируется “Макдональдсом” и изготовителями киндер-сюрпризов. Однако дети предпочитают коллекционировать “реальные” вещи, это связано с их потребностью чувствовать себя в реальном мире, чувствовать, что они владеют чем-то ценным. От взрослых требуется помощь в предоставлении пространства и упорядочивании коллекций, какими бы они ни были. Дети собирают песок из разных речек, озер и морей, камушки, билеты, пластиковые карточки, спички, марки, фантики, коробочки, гербарии - все это помогает ребенку проживать и “удерживать” многообразие мира и, конечно же, своего “нравится”. Мы можем помочь детям устройством полочек, ящичков, подбором альбомов.

Более старшие дети, вплоть до подросткового возраста, обрадуются маленьким игрушкам-талисманам и символическим изображениям того, что является в данный момент модным, престижным.

По материалам сайта http://www.tolerance.ru

 

 

НОВОСТИ        ВИЗИТКА        учёба       творчество        учительская        советы родителям
Гимназия №8 © 2006